Глубокая переработка (2008 г.)

Промышленная компания «Втормет» — сегодня несомненный лидер отечественной ломоперерабатывающей подотрасли. В 2000 г. в Подмосковье, в пос. Некрасовка, был установлен шредер. И на протяжении всех этих лет в компании особое внимание уделяется внедрению инновационных технологий.

Успехи фирмы напрямую зависят от лидера. Председатель Совета директоров ПК «Втормет» Александр Николаевич ШАРУДА в бизнесе уже 17 лет. С А.Н. Шарудой беседует главный редактор журнала «Вторичные металлы» Владимир КОРОТКИЙ.

вы оцениваете состояние отечественного рынка вторичных металлов?
— К сожалению, наша подотрасль — одна из самых низко доходных, но, пожалуй, самая криминализированная. Об этом знают все. Причины такого положения дел тоже известны. И ничего для изменения ситуации не делается. Я не склонен обвинять в этом простых людей, которые пытаются заработать на сборе металлолома и выжить в сложных экономических условиях. Российская ломопереработка находится в крайне тяжелом положении. Необходимо сдать металлолом в Луганске техническое перевооружение подотрасли, нужны серьезные инвестиции, но желающих вкладывать деньги в развитие нет, т.к. нет защиты инвестиций. Пока ломопереработка не станет прозрачной, никаких изменений в лучшую сторону не произойдет.
Но сами игроки рынка вряд ли смогут навести порядок. Здесь важна позиция государства.
— Для нормальной работы нам нужно нормальное правовое поле, необходимо разумное законодательное регулирование рынка лома, а не шарахания с НДС из стороны в сторону. Все, что сейчас происходит с законотворчеством, – это свидетельство непрофессионализма. Люди, которые занимаются написанием законов, не знают ломоперерабатывающую подотрасль — какие же законы они тогда выпустят?
— Не любите вы чиновников, Александр Николаевич…
— А за что? Я ценю только профессионалов, а у нас в стране попрежнему в почете лишь преданность, вот и результаты. Хотите анекдот? Приходят к нам чиновники из лицензионного управления, проверяют производство и говорят мол, не можем вам выдать лицензию, поскольку у вас газорезки нет в наличии. Комментарии, как говорится, излишни.
— Что же, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы подотрасль нормально развивалась?
— Не надо выпускать бесполезные законы. Надо просто отменить НДС на лом черных металлов. И ломопереработка начнет обеляться. Пойдут инвестиции в оборудование, в экологическую безопасность, о которой у нас довольно смутное представление, а Россия уже не та страна, которой была 20 лет назад. Мы готовимся к вступлению в Европу, а там первейшая норма и безусловное требование к любому производству – именно экологическая безопасность.
— Александр Николаевич, вы часто бываете за рубежом, можете сравнить отечественный рынок лома с европейским?
— Люди у нас работают не хуже, а порой даже лучше. Технологии отсталые, оборудование устаревшее, экологии внимания мы меньше уделяем. Зато законов у нас больше. И при этом мы умудряемся выполнять все возрастающие требования металлургов к качеству подготовки лома. Подходы разные. У них государство для людей, а у нас люди для государства. И при этом нам постоянно пытаются помочь то жильем, то образованием, то законами. Да приведите вы законы в соответствие с реалиями жизни и мы заработаем сами, без всякой помощи.
— На одной из конференций ломопереработчиков представитель ММК признался, что это они пролоббировали введение НДС на черный лом.
— Не знаю, кто пролоббировал, удивляет другое — половинчатость: цветной лом НДС не облагается, а черный – наоборот, какая-то двойная мораль, как в приснопамятные годы развитого социализма.
— Есть ли в подотрасли проблема кадров?
— Это выдумка нерадивых руководителей. Всегда можно найти или подготовить нужного специалиста. У нас, например, на шредере работают немцы с завода «Henshel». Учим и своих.
На ПК «Втормет» установлено самое современное оборудование. Сегодня на российском рынке представлено большое количество ломоперерабатывающей техники. Можете ли вы дать советы, рекомендации, какую технику покупать.
— Могу. Дешевое хорошим не бывает. И скупой платит дважды. Мы для себя определили круг фирм, производящих оборудование и достойно выступающих на рынке. Пока они нас не подвели. Все оборудование загружено на 100%.
Раньше существовала проблема полной загрузки шредера. Старый автомобиль не тако просто забрать на утилизацию, нужно найти его хозяина. Довольно длительная процедура.
— Совместно с правительством Москвы мы разработали и внедрили программу авторециклинга, которая сегодня успешно работает. Есть фирмы, занимающиеся именно сбором автолома, и у нас никаких задержек не бывает. А вообще автомобили составляют 12–15% объема, перерабатываемого на шредере. Остальное — тонкостенный, бытовой лом. Наш шредер работает на 140% загрузки по отношению к европейским показателям.
— В Мытищах начат монтаж еще одного шредера. Не боитесь конкуренции?
— Нет, не боимся. Сегодня нам интересна более глубокая переработка металлолома. Это развитие высоких переделов утилизации.
— Можно подробнее, Александр Николаевич ?..
— Пока нет, это наши «ноу-хау», это то, чем мы планируем заниматься в ближайшее время. Мы разработали собственную технологию утилизации шредерных отходов. Евросоюз требует обеспечить к 2015 г. переработку 85% автомобиля. Мы этот показатель перекрыли уже сегодня. Это уникальная технология постшредерной переработки, извлечение полезного продукта для его дальнейшего использования. При этом мы обеспечиваем высокий уровень экологической безопасности.
— Ваши «ноу-хау» защищены патентами, авторскими свидетельствами?
— Нет, но мы закрыли эти технологии для всеобщего пользования. И потом мы не собираемся продавать свою интеллектуальную собственность, мы больше заработаем на переработке металлолома, а на продукцию у нас получены сертификаты.
Но сегодня ломопереработке явно не хватает научного обеспечения. Недавно на базе Уральского института металлов в г. Екатеринбурге создан институт лома. Вот бы и пригодились ваши наработки.
— Никого учить мы не собираемся. Все люди самостоятельные, при желании и сами могут овладеть необходимыми знаниями.
Первый шредер в России установило ООО «Хетек». Теперь питерцы смонтировали второй, более мощный шредер. А вы не собираетесь?
— Нет, мы пошли не экстенсивным, а интенсивным путем. Мощность нашего шредера была 1500 л.с. Различные усовершенствования и рационализации позволили резко увеличить мощность и довести производительность машины до 85 т в час. Это рекорд даже для Европы. А вообще для нас и шредер – это вчерашний день. Сейчас мы разрабатываем новый очень интересный и серьезный проект, ничего подобного за рубежом еще нет и вряд ли в ближайшее время появится.
Я как-то прочитал мнение одного специалиста, что шредеры в России не нужны, мы, мол, и пресс-ножницами обойдемся.
— Ну, это, извините, просто глупость. Шредеры выгодны для всех. Металлурги получают очень качественное сырье – чистый лом. Решаются экологические проблемы. И потом, это просто выгодное вло жение денег. Мы свой шредер за 7 лет уже 4 раза самортизировали, правда, за счет усовершенствований.
Сегодня многие металлургические комбинаты создают собственные ломозаготовительные структуры. Насколько это эффективно?
— На самом деле это утопия. Они просто тешат свое самолюбие, якобы обеспечивая сырьевую безопасность. Сапоги должен тачать сапожник. У металлургов свой бизнес, лучше бы они боролись за получение продукции высоких переделов, спецсталей, а не экспортировали полуфабрикаты. В Европе лет 7–8 назад последним избавился от собственной ломозаготовительной сети Тиссен-Крупп, продал ее специализированной компании. Такие сети не выгодны экономически. У них лом дороже, и контролировать их деятельность очень трудно.
Александр Николаевич, каковы же перспективы российского рынка лома?
— От Запада мы отстаем сегодня лет на 20–25. Стараясь найти свой путь, совершаем ненужные ошибки. Надо просто использовать имеющийся уже опыт и быстро наверстать упущенное.

Оставьте комментарий