Зарубежная хроника (2008 г.)

По прогнозу, сделанному в декабре 2007 г. Международным институтом чугуна и стали (IISI), в 2008 г. ожидается замедление темпов роста мирового производства и потребления стали. В странах ЕС прирост потребления стали прогнозируется на 2008 г. 1,4% против достигнутых 4% в 2007 г. Прогноз роста потребления стали в США — 4%. Замедление роста мирового производства и потребления стали будет иметь стабилизирующее действие на мировой рынок лома, но стальной лом останется дефицитным товаром, а его мировое потребление будет увеличиваться ввиду перехода на электрометаллургию.

На мировом рынке металлолома наблюдается продолжение спада в Азии, но в Средиземноморье цены несколько повысились благодаря активизации турецких импортеров. Поставщики объясняют подъем котировок, главным образом, увеличением расходов на фрахт, т. к. внутренние цены в ЕС, США и Японии — главных экспортерах лома — продолжают снижаться.
В ноябре металлургические заводы в Европе понизили закупочные цены на лом, примерно на 5 евро/т, но стоимость при экспортных поставках оставалась на уровне 290–300 долл./т FOB. Тарифы на фрахт продолжали увеличиваться, поэтому турецким компаниям приходилось платить за лом 350–355 долл./т C&F. Такая же цена просматривалась при закупках американского металлолома, а также 3А из Украины и России.
Мировые цены на морские перевозки сырья выросли в 2007 г. до рекордных значений и поднимают вверх стоимость зерна, железной руды, лома и другого сырья. Средний тариф на аренду судна для перевозки груза из Бразилии в Китай увеличился за прошедший год почти в 3 раза — до 180 тыс. долл. в сутки с 65 тыс. долл.

В некоторых случаях транспортировка может стоить дороже самого груза. Например, железная руда стоит около 60 долл. за тонну, а владельцы судов обычно берут за ее перевозку из Бразилии в Азию около 88 долл. за тонну. Основная причина повышения тарифов — дефицит сухогрузов, который вызван сильным ростом мировой торговли, в основном в Индии, Китае и в других развивающихся странах, а также увеличением цен на судовое топливо. В 2008 и 2009 гг. ожидается дальнейший рост морских тарифов. Затем прогнозируется, что введение в эксплуатацию новых судов сократит дефицит.
На стоимость металлолома на различных рынках все большее влияние оказывает фактор стоимости перевозок. Наиболее ярко он проявляется в последнее время в Азии, где из-за сокращения производства длинномерного проката в Японии появились значительные излишки материала. Экспортные цены на японский лом H2 опустились до 325–330 долл./т FOB, а на недавнем аукционе крупная партия была продана по 322 долл./т FAS. Однако из-за значительных расходов на доставку этот материал достается корейским потребителям по 340–345 долл./т C&F, а на Тайвань приходит по ценам вплоть до 365 долл./т C&F. По той же причине российский лом 3А, отправляемый из дальневосточных портов, поступает на корейский рынок по ценам порядка 360–370 долл./т C&F, а на тайвань — до 385 долл./т C&F. Цены на американский HMS №1 могут достигать на том же Тайване и 390 долл./т C&F.

ГЕРМАНИЯ
Компания «Hydro» запустила на своем заводе в г. Нойссе двухкамерную печь для переплавки алюминиевого лома, которая позволяет перерабатывать до 50 тыс. т сырья в год. Завод ежегодно выпускает около 230 тыс. т алюминия и 350 тыс. т слитков для изготовления проката и является сегодня самым эффективным производителем алюминия в Германии. Благодаря запуску новой печи выпуск слитков увеличится до 400 тыс. т в год.

ИТАЛИЯ
Наиболее высокие цены на лом наблюдались в конце прошлого года в Италии. Стоимость российского 3А достигала там 355–360 долл./т C&F, а импорт шредированного лома из США и западноевропейских стран осуществлялся по 360– 365 долл/т C&F.
Для сравнения в Испании, другом крупном импортере металлолома в регионе, цены были на 15–20 долл./т ниже.

КИТАЙ
Поставки алюминия из КНР в конце прошлого года упали до рекордно низкого уровня в 31,819 тыс. т, что на 56,1% меньше, нежели год назад. При этом за 9 месяцев 2007 г. экспорт составил 444,747 тыс. т, сократившись на 57% к январю – октябрю 2006 г. Импорт алюминиевого лома, напротив, за 9 месяцев вырос на 20,9% до 1,7 млн. т, зато ввоз изделий из алюминия снизился на 20,7% —до 797,950 тыс. т.

Причины столь противоречивой динамики внешнеэкономических операций с алюминием и продукцией на его основе кроются в политике властей, направленной на торможение резкого роста металлургической промышленности, не компенсируемого адекватным энергетическим и сырьевым обеспечением.
Китайская компания «Huilong Aluminum» начала строительство завода производительностью 100 тыс. т алюминия в год в г. Синъян в центральной провинции Хэнань. Сырьем для предприятия будет алюминиевый лом, который станет поставлять хэнаньское провинциальное отделение корпорации Chalco. Совокупные инвестиции в сооружение завода в Синъяне планируются на уровне 280 млн. юаней (37,28 млн. долл. США). Мощность первой очереди — 15 тыс. т алюминия в год.

Китай сегодня является главным загрязнителем окружающей среды (среди металлургических стран), и связано это прежде всего с ростом выплавки стали. В прошлом году производство стали в стране оценивается в 500 млн. т. Китайские металлурги ответственны примерно за 51% всех выбросов металлургических предприятий мира. Это связано с внушительным количеством неэффективных мощностей (по некоторым оценкам, до 100 млн. т стали в год); кроме того, китайские металлурги при выплавке стали используют меньше лома, чем их европейские и американские коллеги.

ПАКИСТАН
Саудовская металлургическая компания «Al Tuwairqi Group» строит новый завод «Tuwairqi Steel Mills Limited» (TSML) в Пакистане.Проект предусматривает пуск сталеплавильного цеха с электродуговой печью емкостью 150 т. В качестве сырья планируется использовать металлический лом. Проектная мощность завода — 1,5 млн. т стали в год. В Пакистане производится около 3,2 млн. т стали ежегодно, в то время как спрос на нее уже достигает 5 млн. т в год и вводимые мощности очень востребованны.

ПОЛЬША
По словам председателя Совета директоров фирмы «Zlomreks» П. Штучковского, в 2008 г. либо в 2009 г. Польша из экспортера металлолома может стать его импортером. В целом емкость польского рынка лома следует оценивать в 5 млн. 600 тыс. т в год.

США
Внутренние цены на лом выросли в 2007 г. на 35% на фоне роста внутреннего спроса, а также из-за нехватки поставок. Поставки идут с дефицитом, даже когда внутренний спрос снизился на 5%. С расчетом на перспективу можно сказать, что поставки лома в 2008 г. опять будут идти с дефицитом, а цены соответственно станут расти. По мнению аналитиков, цены на лом вырастут на 8% — 11% в 2008 г.

Как сообщает агентство YIEH, цены на черный лом в США в ноябре снижались и составляли 259 долл. за 1 т. Однако аналитики утверждают, что есть все основания для роста цен и что цены на лом в США будут расти, прежде всего на фоне спроса и роста фрахтовых расценок. Несмотря на то что внутренние цены в США на металлолом снизились в ноябре, местные компании предлагали материал HMS №1&2 (80:20) не дешевле 290 долл./т FOB, что превращается в 380– 390 долл./т C&F Тайвань. Российский лом 3А котируется примерно на 10 долл./т дешевле.

ТУРЦИЯ
Годовое производство стали в Турции к 2010 г. превысит 35 млн. т, а потребление лома — 30 млн. т. Для обеспечения потребности в стальном ломе турецким металлургам придется в перспективе существенно увеличивать закупочные цены на лом, т. к. поставки данного сырья на мировой рынок будут снижаться. В прошлом году уровень производства турецкой стали составил порядка 26 млн. т, потребление лома — 22,5–23 млн. т, из которых около 17 млн. т импортного, порядка 5,5 млн. т — поставки с внутреннего рынка.
Рост импорта лома по сравнению с 2006 г. составляет около 15%; увеличение поставок с внутреннего рынка — 7%, или порядка 400 тыс. т. К 2010 г. годовое потребление лома, поступающего с внутреннего рынка, достигнет 7–7,5 млн. т, а доля импорта составит порядка 22,5–23 млн. т. Экспорт лома из России, являющейся одним из крупнейших поставщиков лома в Турцию (в 2007 г. поставлено 3 млн. т), к 2010 г. значительно снизится и составит 2–2,5 млн. т.

Турецкие производители подняли с ноября 2007 г. цену на лом, что произошло не только из-за оживления спроса, но и по причине роста издержек. В конце прошлого года лом в Турции подорожал на 7 долл. за тонну, а ставки фрахта при завозе из США составляют в среднем 80 долл. за тонну. Турецкие меткомпании закупают европейский материал HMS №1&2 (80:20) по 330–340 долл./т C&F, но сравнимый по качеству материал из США доходит до 350 долл./т C&F и более, из них 80–85 долл./т приходится на оплату фрахта.
Лом 3А из СНГ занимает промежуточное положение. Его стоимость в Турции составляет около 340–345 долл./т C&F, а в портах данный материал стоит около 300 долл./т FOB, что примерно соответствует уровню внутренних рынков России и Украины.

ЯПОНИЯ
Японские металлургические компании в конце минувшего года приобретали металлолом сорта Н2 для своих заводов в районе Токио по 312– 320 долл./т с доставкой, а на экспорт данный материал шел по 325–330 долл./т FOB, что эквивалентно 350 долл./т C&F Корея и 365 долл./т C&F Тайвань. Покупатели настаивали на дальнейшем понижении цен, но это не устраивает трейдеров, заявляющих о непомерно высоких расходах на доставку. Впрочем, японский лом и так самый дешевый в регионе.

Оставьте комментарий