Российская хроника (2008 г. 3-я часть)

Внутреннее потребление лома в РФ по итогам I квартала составило порядка 3,7 млн. т (около 1,5 млн. т было отгружено только за март) и превысило прошлогодний уровень на 1,9%. На первое место по объемам поставок вновь вышел НСММЗ, активизировавший закупки и закупивший за 3 месяца около 0,6 млн. т. На ММК было отгружено около 0,45 млн. т лома, на «Северсталь» — 0,42 млн. т. Россия с 22 апреля ввела нулевые импортные пошлины на отходы и лом алюминиевые (коды ТН ВЭД 7602 00 110 0, 7602 00 190 0, 7602 00 900 0), установленные на постоянной основе постановлением от 16 апреля 2008 г. №271.

В прошлом году в России было выпущено около 3,9 млн. т алюминия из глинозема и около 720 тыс. т — из лома. Отечественной промышленностью было использовано из этого количества соответственно около 700 и 315 тыс. т, т. е. соотношение первичного и вторичного металла составило 2:1. Лом и отходы деформируемых сплавов в РФ составляют от 40% до 45% от всего объема заготавливаемого алюминиевого вторичного сырья (около 380 тыс. т в 2007 г.). Однако на производство деформируемых сплавов до недавнего времени использовалось не более 15% от заготавливаемого деформируемого лома.

И только в 2007 г. произошло существенное увеличение этого показателя: для выпуска деформируемых сплавов было использовано около 120 тыс. т лома и отходов, что составляет уже почти 30%. Остальной деформируемый лом пошел на литейные сплавы и раскислители.

БАШКОРТОСТАН
Уральская горнометаллургическая компания совместно с Башкирией построит в г. Янауле миниметаллургический завод мощностью 600 тыс. т стального проката в год. Предприятие будет перерабатывать лом. В начале 2009 г. начнется реализация проекта с объемом инвестиций в 14,1 млрд. руб. Пуск запланирован на 2012 г. Ожидается, что завод обеспечит более 1 тыс. рабочих мест.

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Предприятие ОАО «Кольская сверхглубокая» будет ликвидировано и разобрано на металлолом. В ноябре 2007 г. было принято решение о разборе скважины на лом. Все оборудование сверхглубокой скважины — в аварийном состоянии. В настоящее время идет работа над списанием оставшегося имущества.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Группа «Эстар» решила построить на Дону еще один металлургический завод мощностью 960 тыс. т проката (строительная балка, швеллер, уголки). Южнорусский электрометаллургический завод группа «Эстар» начнет строить в августе на собственном участке площадью 30 га в г. Шахты примерно в 4 км от уже работающего Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ). Инвестиции — 350 млн. евро собственных и заемных средств. Строительство планируется завершить через 2,5 года. С вводом предприятия в строй значительно возрастет региональная потребность в завозном ломе.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» — крупнейшее в Европе в сфере нефтеналивных перевозок — в мае 2008 г. объявлено банкротом. Его флот насчитывает 353 судна общим дедвейтом 1,25 млн. т. Акционерами «Волготанкера» являются государство (20%) и ряд офшорных компаний. С 2005 г. деятельность «Волготанкера» была фактически парализована изза ареста судов в связи с налоговыми претензиями к пароходству. Танкеры компании достаточно старые: самые новые построены в начале 80х гг. прошлого века. Степень износа их неизвестна. Сегодня на рынке существует дефицит флота, поэтому большую часть судов «Волготанкера» удастся реализовать, остальные пойдут на лом.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
В июне ОАО «Северсталь» приступило к строительству в области завода мощностью 1 млн. т проката. Под строительство компания арендовала земельный участок площадью 347 гектаров на территории БыковоОтрогского района Балаковского муниципального образования Саратовской области. Металлургический комплекс по производству сортового проката строительного назначения включит в себя электросталеплавильную печь, установку доводки металла (печь–ковш), машину непрерывного литья заготовки и сортовой прокатный стан.
Работа сталеплавильного оборудования на металлоломе позволит исключить первый металлургический передел, что сведет к нулю экологическую нагрузку на окружающую среду. Объем планируемых инвестиций в строительство предприятия составит 500 млн. долл., будут созданы 500 рабочих мест. Ввод завода планируется в 2010 г. В апреле на Волге начался сезон подъема затонувших кораблей. Занимаются этим 3 частные фирмы из Саратова и Мурманска. Сейчас в регионе на дне реки более 60 ничейных судов. Больше всего затопленных кораблей лежит в порту г. Вольска и вдоль набережной г.
Саратова. В начале 2000х гг. на Волге в пределах области насчитывалось более 120 затонувших судов. За последние годы подняли 75. В навигацию на дне находят до 10 новых судов. Реку обследует Волжское бассейновое управление водных путей и судоходства. Согласно Водному кодексу собственник должен поднять, утилизировать или отремонтировать свое имущество. В 2007 г. природоохранная прокуратура судилась с госуниверситетом (более 5 лет назад в Воскресенском районе утонуло его судно «Ректор Лучинин») и фирмой «Арго». Судебное решение оказывается самой действенной мерой, т.к. за его неисполнение грозит уголовная ответственность. Если технику признают бесхозной, муниципалитет имеет право взять ее на баланс, но таких случаев не было. Ничейные суда по согласованию с контролирующими службами поднимают частные подрядчики. Владельцы могут заявить свои права в любой момент, в том числе когда судовой лом уже на берегу. В таком случае им придется оплатить расходы по подъему.

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
На ГУП «Литейно прокатный завод» в г. Ярцево состоялся пуск 1го прокатного стана. Создание современного литейно прокатного производства сортового проката непрерывного цикла осуществляется с использованием максимального числа компонентов отечественных производителей на средства бюджета Москвы. Стоимость строительства 1й очереди ЛПЗ мощностью до 220 тыс. т проката составила 6,864 млрд. руб. Принято решение о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию 2й очереди на базе прокатного стана, принадлежавшего ОАО «ММЗ «Серп и Молот», на приобретение которого было выделено 720 млн. руб. Для обеспечения производства ломом прорабатывается вопрос о приобретении крупных ломозаготовительных предприятий в Московской, Архангельской и Ярославской областях с выделением в 2008–2011 гг. Москвой бюджетных финансовых средств — 1,2 млрд. руб.

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Тюменские депутаты поддержали обращение к Председателю Правительства РФ Думы Хабаровского края, которая просит ограничить экспорт лома черных металлов как стратегического для России сырья, увеличив минимальную ставку вывозной таможенной пошлины с 15 до 60 евро за тонну. Как альтернативу хабаровские законодатели предлагают закрыть для экспорта лома черных металлов все таможенные переходы (морские, железнодорожные, автомобильные) в пределах границ Дальневосточного федерального округа, а также увеличить штрафные санкции за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов до 100 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Челябинский цинковый завод ввел в эксплуатацию новую вельцпечь, которая будет перерабатывать вторичные цинксодержащие материалы, что увеличит объем выпуска цинка на 20–25 тыс. т. Общий объем производства цинка заводом — 200 тыс. т в год. С вводом в строй современного комплекса автоматизированного электролиза в 2003 г. Челябинский цинковый завод стал одним из самых современных предприятий отрасли. Он выпускает цинк марки Special High Grade (SHG) с чистотой не ниже 99,995%, а также сплавы на его основе. В мире выплавляется не более 30–35% цинка подобного качества.
ММК подписал контракт с компанией «AMCOM LLC» (США) на поставку оборудования для переработки сталеплавильных шлаков производительностью 150 т/ч (около 1 млн. т в год). Комплекс будет перерабатывать текущие шлаки электросталеплавильного цеха и отвальные сталеплавильные шлаки, складируемые в карьере горы Магнитная. Технология переработки шлаков предусматривает предварительное разделении шлака на фракции. Металл и магнитный продукт извлекаются из каждой фракции отдельно, полученный скрап проходит очистку в галтовочном барабане. Негабаритный крупнокусковой шлак дробится навесным оборудованием гидравлического экскаватора с извлечением содержащегося в нем скрапа магнитной шайбой. В состав готовой продукции комплекса входит фракционный товарный шлаковый щебень, песок, негабаритный крупнокусковой шлак, металлический скрап, железосодержащие магнитные продукты.
Скрап отправляется в шихту сталеплавильных агрегатов, железосодержащие магнитные продукты с высоким содержанием железа, будут направляться в агломерацию и доменную шихту, шлаковый щебень пойдет на продажу сторонним потребителям. Строительство и пуск в эксплуатацию комплекса планируется в течение 6 месяцев. На железнодорожном пункте пропуска Карталы при проведении радиационного контроля товарного поезда, который следовал из Республики Казахстан в латвийский город Лиепая транзитом через Россию, таможенники обнаружили вагон с ломом с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
Опасный вагон был отцеплен от состава и помещен в зону таможенного контроля, находящуюся на изолированной площадке. Первичное обследование идентифицировало радиоактивный материал как цезий137. В пакете сопровождающих документов находилась справка об отсутствии радиоактивного загрязнения металлолома. Вагон возвращен в Казахстан грузоотправителю. За месяц на таможенном посту Карталы выявлены 122 т радиоактивного металлолома, содержащего такие радионуклиды, как радий226 и цезий137. Весь опасный груз отправлен грузоотправителям.

Оставьте комментарий