Образование вторичного сырья на примере алюминия (2008 г.)

Роль и значение вторичного металлического сырья для планирования государственной политики в области ресурсосбережения и экологии и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в индустрии вторичных металлов требуют изучения и прогнозирования ресурсов отходов их производства и потребления. Прогнози рование объемов образования отходов, их структуры и состава позволяет рассчитать необходимые капиталовложения и мощ ность предприятий, рациональное размещение их относительно ис точников сырья, определить номе нклатуру выпускаемой продукции и выбрать тип оборудования и технологические схемы сбора и переработки отходов.
Проведение рыночных реформ, уход от административно-командных методов регулирования эко номики, изменения в области сбо ра государством статистической информации и деятельности научноисследовательских организаций привели в настоящее время к отсутствию методики изучения и научно обоснованного прогнозирования образования вторичных ресурсов. Но востребованность в таком прогнозе ощущается со сто роны как фирм и предприятий, за нимающихся сбором и переработ кой вторичного сырья, так и госу дарственных и муниципальных органов власти. Резонно обратиться к существовавшей в СССР методике изуче ния и методике текущего годового и перспективного пятилетнего планирования образования то варного лома и отходов металлов.

Тогда экономические проблемы оборотного металла применитель но к черным металлам наиболее глубоко изучал Л.Л. Зусман. (1) В основу метода изучения ре сурса лома и отходов черных ме таллов были положены данные го сударственной статистики. Статистический учет велся по следующим позициям: 1) объемы заготовки товарных ресурсов оборотного металла с раздельным учетом по его видам, по источникам его происхождения (отходы производства, амортизационный лом, металл из шлаковых отвалов), по отраслям народного хозяйства — поставщикам и получателям оборотного металла; 2) объемы поступления товарных ресурсов оборотного металла на металлургические заводы; 3) потребление оборотного металла в черной металлургии; 4) объемы образования металлоотходов в черной металлургии с разбивкой по переделам.
Но основным источником информации при изучении ресурса оборотного металла являлись годовые исполнительные балансы лома черных металлов, введенные в 1953 г. Эти балансы составлялись предприятиями, выпускающими чугун, сталь, прокат, трубы, метизы, литье, поковки и штамповки, и предприятиями и организациями, не имеющими этих видов производства, но потребляющими в год не менее 500 т всех видов черных металлов. Балансы состояли из 2 частей — прихода и расхода лома и отходов черных металлов.

Приход фиксировался по следующим источникам образования:
1) производство металлов;
2) ме таллообработка;
3) амортизацион ный лом с разбивкой по группам — от ликвидации основных средств; от капитальных и текущих ремонтов; выбывшее сменное оборудование; малоценное имущество, инвентарь и инструмент; 4
) разработка шлаковых отвалов и свалок;
5) поступление лома от «Втормета» и других организаций;
6) остатки на начало года. Таким образом, приход равнялся сумме объемов отходов по перечисленным выше позициям.

Расход учитывался по таким по зициям:
1) на производство;
2) на выпуск изделий ширпотреба;
3) на производство других металлоиз делий;
4) сдача «Втормету» и другим организациям;
5) остатки на конец года. Расход равнялся сум ме этих позиций.

Систематические обобщения и анализ фактических данных этих балансов способствовали глубокому изучению структуры вторичного сырья, определению достоверных коэффициентов выхода отходов по различным переделам металлургического производства и металлообработки и тенденции изменения их динамики по годам. Взаимосвязь между приходом и расходом оборотного металла и возможность их контроля с помощью привлечения других данных обеспечивали исполнительным балансам высокую достоверность. Несмотря на то что количество предприятий и организаций, сдающих балансы, составляло менее 1% от общего количества, степень концентрации ресурсов образования и потребления оборотного металла гарантировала достаточно полный охват (по ресурсам образования — около 80%, по потреблению — около 95%). При этом охват ресурсов амортизационного лома был наиболее низок по сравнению с другими источниками образования ресурсов оборотного металла, что объяснялось большой рассредоточенностью их по сотням тысяч предприятий, организаций, хозяйств, в домашнем обиходе. Поэтому ресурс амортизационного лома определялся как разность между общим объемом потребления оборотного металла и объемом, учтенным по всем остальным источникам его образования.
Определение структуры амортизационного лома было еще более затруднено. Источником образования амортизационного лома металлов является металлофонд страны. Однако эта связь не непосредственная. Распределение количества выбывающего металла по времени окончания им срока службы определяется вещественным, отраслевым и возрастным составом металлофонда страны. Объем металлофонда определялся по данным по выплавке чугуна — основного источника формирования фонда черных металлов. При этом учитывался импорт черных металлов, машин и металлоизделий, если общий объем прямого и косвенного импорта превышал экспорт. Наличие этих данных за большой период времени позволяло дать достаточно точную оценку объема металлофонда страны. Для определения объема и состава металлического фонда по отраслям народного хозяйства и по основным отраслям промышленности использовались статистические данные о стоимости основных фондов и укрупненные нормы металлоемкости различных видов основных фондов. Эти нормы были определены на основе изучения материалов переоценки основных фондов, переписей машин и оборудования, норм расхода металла на строительно-монтажные работы, веса машин и оборудования по данным прейскурантов и каталогов.

По ряду отраслей народного хозяйства (транспорт, сельское хозяйство, строительство) статистические органы учитывали парк транспортных средств и машин, что позволяло на основании данных соответствующих каталогов и справочников определить вес металла в них. В основу подсчета объема бытового металлофонда СССР были положены данные о выпуске изделий широкого потребления. Из общего веса металлоизделий широкого потребления в тоннаже учитывалось только около 30%, поэтому остальная часть изделий учитывалась по весу ориентировочно. Для решения задачи планирования ресурсов амортизационно го лома в целом необходимо также изучение среднего срока службы металла. Как отмечал Л.Л. Зусман, изучение срока службы является наиболее сложной задачей в проблеме оборотного металла. Сложность ее объясняется не только разнообразием сроков службы машин и оборудования и иных металлических предметов, но и влиянием экономических условий на фактический срок их службы, определить которое на перспективный период очень затруднительно.
Тем не менее систематическое изучение сроков службы различных видов машин и оборудования и иных металлических предметов, а также сроков службы деталей, узлов и конструкций различных средств труда позволяло бы в том или ином приближении определить закономерности в образовании ресурсов амортизационного лома, занимающего большое место в общих ресурсах оборотного металла. Л.Л. Зусман проводил разницу между сроком службы и возрастом. Возраст может отсчитываться от момента создания основных фондов или от ввода их в действие. Ввиду того, что отдельные группы основных фондов вводятся в действие через какой-то промежуток времени после их создания, срок службы этих основных фондов отличается от их возраста. Метод определения возраста основных фондов зависит от вида износа — морального или физического.
Методы отличаются определением момента отсчета возраста. Возрастной состав металлического фонда оценивался на основе данных о динамике капиталовложений в основные фонды или на основе данных о динамике потребления металлов с учетом экспорта и импорта металлоизделий. Как первый, так и второй метод по ряду причин не могут дать достаточно достоверных данных о возрастном составе металлофонда.
Тем не менее Л.Л. Зусман отдавал предпочтение второму методу по двум причинам: во-первых, объем потребления металлов непосредственно отражает изменение металлического фонда, а капиталовложения могут отражать изменение объема металлофонда только косвенно, и, во-вторых, в связи со структурными отраслевыми изменениями капиталовложений их средняя металлоемкость за длительный период неустойчива. Динамика потребления металлов может быть приближенно выражена данными о видимом потреблении проката (производство готового проката и разница между экспортом и импортом его, а также машин в пересчете на эквивалентное количество проката). Определенный таким образом возрастной состав металлофонда подтверждался и данными переписи машин и оборудования. При определении среднего срока службы металла Т учитывалось его отличие от среднего срока службы объектов F, содержащих металл.

Зависимость между ними определялась по следующей формуле:

Т=F/(1+kF), (1)

где к — коэффициент среднегодового обновления металла в процессе текущих и капитальных ремонтов, модернизации и реконструкции, выраженный в долях единицы к общему весу металла в соответствующих объектах.

Научно обоснованное планирование ресурсов оборотного металла строилось на систематическом изучении их образования и потребления при помощи вышеизложенного метода. На основе фактических данных по образованию и потреблению металлоотходов за предыдущие годы и планируемых объемах производства и норм использования металла составлялись планы на текущий год и в перспективе на пятилетний период. Изучение ресурса оборотного металла позволяло также определить его географическое распределение и таким образом планировать обеспечение предприятий вторичным сырьем при минимальных транспортных расходах. Методики изучения и планирования ресурса отходов черных металлов были распространены и на цветные металлы. Все отходы и лом цветных металлов, независимо от источника образования и дальнейшего их назначения, подлежали учету, который осуществлялся в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету лома и отходов черных и цветных металлов в производственных объединениях, предприятиях и организациях министерств и ведомств. Инструкция была утверждена 25 декабря 1979 г. Министерством финансов СССР и ЦСУ (Центральное статистическое управление) СССР. Для учета наличия, образования и использования лома и отходов цветных металлов на предприятиях, где они образуются и используются, ЦСУ СССР в 1973 г. ввело ежегодную статистическую отчетность по форме №17-СН «Исполнительный баланс лома и отходов цветных металлов». Баланс составлялся на основе данных бухгалтерского учета о движении лома, шихтовых журналов, технических отчетов и других документов, касающихся образования и расхода лома и отходов цветных металлов, а также статистической отчетности по формам №1-п «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по продукции» и №1-СН «Отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов (по производственно-эксплутационной деятельности)». Кроме того, управления и объединения «Вторцветмет» ежеквартально составляли формы №5-лом «Отчет о заготовке лома и отходов цветных металлов» и №6-лом «Отчет о поставке лома и отходов цветных металлов», в которых показывали заготовку и поставку лома и отходов по видам металлов, классам, группам и по некоторым видам отходов и лома — по сортам. На основе этих данных определялись ежегодные объемы товарных ресурсов лома и отходов цветных металлов, которые служили исходной информацией для изучения и планирования их. Объемы образования товарных ресурсов отходов и лома цветных металлов определялись на разных стадиях планирования (текущее, перспективное прогнозирование) для всех уровней (предприятие, отрасль, народное хозяйство) исходя из намечаемых темпов изменения потребления цветных металлов или методом экспертных оценок на основе уже упоминавшихся статистических материалов. На стадии текущего планирования на год и перспективного на пятилетний период для уровней «предприятие» и «отрасль» применяли балансовый метод, соизмеряющий объем потребления цветных металлов и объем образования товарных лома и отходов.

В общем виде образование товарных лома и отходов определялось следующим образом:

Пi — планируемая потребность предприятия, отрасли в цветных металлах и содержащих их материалах, т;
Ci — содержание цветных металлов в потребляемых материалах, %;
Кi — выход отходов, доли единицы;
i — число потребляемых материалов, содержащих материал, ресурсы которого определяются, i = 1, 2, …, n;
Мj — планируемая потребность в металле и содержащих его материалах на капитальный и текущий ремонты оборудования предприятия, отрасли, т;
Сj — содержание металла в материалах, предназначенных для ремонтных нужд, %;
Ки — коэффициент использования металлсодержащих материалов при выполнении ремонтных работ, доли единицы;
Кп — потери цветных металлов в процессе эксплуатации основных средств, доли единицы;
j — число потребляемых металлсодержащих материалов на ремонтные нужды, j = 1,2, …, m; Рl — количество металла в ликвидируемых основных и оборотных средствах, т;
l — число ликвидируемых составляющих основных и оборотных средств, l = 1,2, …, t.

Потребность в цветных металлах (Пi, Мj) отражалась в планах материально-технического снабжения предприятий и отраслей, Рl рассчитывали на основании данных о намечаемой в течение планируемого периода ликвидации основных и оборотных средств, содержании в них металла и безвозвратных потерь в период эксплуатации. Нормативы выхода отходов цветных металлов определялись предприятиями и отраслевыми научно-исследовательскими организациями в соответствии с планируемым уровнем техники, технологии, организации производства и утверждались руководящими органами отраслей промышленности. Они являлись предельно допустимыми показателями выхода отходов. Норматив выхода отходов в металлообработке Ко определяли на основе коэффициента использования металла Ки, показывающего степень перехода металла в готовое изделие из полуфабрикатов:

Ко = (1 – Ки) x (1 – Кб) – Коб, (3)

где, Кб — коэффициент безвозвратных потерь отходов, образовавшихся в металлообработке;
Коб — коэффициент выхода оборотных отходов.

Нормативы выхода отходов учитывали специфические условия производства и особенности технологических процессов предприятий. Нормативы выхода отходов определялись на предприятиях расчетным, опытным и статистическим методами. Далее вычеслялись усредненные нормативы выхода отходов по основным направлениям потребления цветных металлов. Для оценки объемов образования по народному хозяйству в целом использовался корреляционный метод, при помощи которого за период 15–30 лет устанавливалась зависимость между объемом потребления металла и образованием отходов, объемом металлофонда (он характеризует на определенный период объем цветных металлов, содержащихся в производственных фондах и предметах потребления) и возвратом лома. Линия регрессии для этих показателей близка к прямой и описывается уравнением типа

y = ax + b, (4)

где, y — расчетная величина товарных отходов или лома, т;
x — объем потребления цветных металлов при расчете образования отходов и металлофонд при расчете возврата лома, т; a, b — коэффициенты регрессии /2/.

При этом принималось, что рост ломообразования зависит в первую очередь от объема потребления первичного металла. Указанный метод прогнозирования ресурсов приемлем только для определенных металлов, имеющих примерно постоянную структуру потребления и выступающих главным образом в качестве конструкционных материалов. На основе изучения вторичных ресурсов давались и прогнозы по структуре их образования. Так, проведенные в конце 60-х гг. расчеты показали, что массовый выход устаревшей кабельной продукции ожидается не ранее 1980 г., хотя ежегодные металлоинвестиции кабельной продукции составляли около 1/3 общих металлоинвестиций алюминия. Существенных изменений в соотношении амортизационного лома и отходов на 1970–1975 гг. не ожидалось. Доля амортизационного лома на 1975 г., по расчетам, достигнет 10% /2/. Образование амортизационного лома в больших объемах следовало ожидать в 1990–1995 гг.

Оставьте комментарий