Хотим работать по законам цивилизованного рынка (2008 г.)

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что в соответствии со ст. 13.1 Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ. Эти Правила являются нормативным правовым актом. В настоящее время действуют Правила, установленные постановлениями Правительства в 2001 г. Как видим, прошло уже много времени, ситуация и условия на рынке постоянно меняются и всегда требуются определенные корректировки. Да и Верховный суд по жалобам предпринимателей внес свою лепту, отменив сразу несколько не соответствующих закону норм, что свидетельствует об отсутствии качества принимаемых нормативных документов.
Следует заметить, что для принятия справедливого и обоснованного нормативно-правового акта необходимо обращаться к профессиональным участникам данного рынка, союзам и ассоциациям, т. е. к юридическим лицам, которые ежедневно сталкиваются с проблемами в данной сферы деятельности. Давайте рассмотрим подготовленный проект Правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, которые планируется принять взамен старых правил.
Проекты правил для черного лома и лома и отходов цветных металлов фактически ничем не различаются, поэтому в целях экономии и для простоты будем говорить только о ломе и отходах цветных металлов. При анализе проекта Правил, сразу же бросается в глаза то, что речь идет об укрупнении рынка. И способ укрупнения выбран не совсем цивилизованный, поскольку через проект красной нитью проходят жесткие ограничения со стороны властей, возможности вмешательства всех типов надзорных, контрольных, правоохранительных органов на любом этапе данной сферы деятельности. Ни о какой либерализации рынка и ориентации на международный опыт, на экологическую направленность (в плане стимулирования очистки окружающей среды от лома) и речи нет.

В цивилизованной Европе любой гражданин может собирать, сдавать лом без всяких ограничений. Главное, чтобы исправно заплатил налоги. Кому выгодно подобное укрупнение? Естественно, крупным игроками, которые надеются при помощи новых Правил убрать с рынка конкурентов – мелкие и средние фирмы. Можно окончательно забыть про пионерские и школьные дружины, которые раньше с детства приучали трудиться в коллективе на пользу школе, государству и природе, потому что в соответствии с п. 9 проекта Правил прием лома от детей моложе 14 лет вообще не допускается. В итоге получится, что мальчишки насобирают алюминиевых банок и за гонорар будут просить взрослую бабушку сдавать за них лом. Кого обманываем? Опять сами себя. Вместо того чтобы привлекать к ответственности приемщиков за прием явно ворованного лома в виде памятников и проводов, предлагаются непонятные запреты, которые невозможно вообще проконтролировать.
В проекте Правил, в разделе «Общие положения», появилась новая терминология, что считаю совершенно справедливым. Предлагаются следующие понятия: заготовка, переработка, отчуждение, использование лома и отходов. Определяется «объект, на котором осуществляется обращение с ломом и отходами цветных металлов, — объект, на котором осуществляется полный производственный цикл (заготовка, переработка, использование, отчуждение лома и отходов цветных металлов) или его часть (прием лома и отходов, перерабатывающий комплекс, склад готовой продукции)». Но такая формулировка неудачна по своей сути, т. к. делится на части, в результате несет в себе разный смысл и может трактоваться, как вздумается, контрольными и проверяющими органами. В первой части определения объекта: «объект, на котором осуществляется полный производственный цикл (заготовка, переработка, использование, отчуждение лома и отходов цветных металлов)» — речь идет в дополнение ко всему о переработке.

Во второй части определения объекта говорится: «или его часть (прием лома и отходов, перерабатывающий комплекс, склад готовой продукции)». Даже невооруженным глазом видно, что это неравнозначные понятия, а их уравняли союзом «или». В первую часть включили слово «переработка», значение которого дано выше, т. е. это еще дополнительно и переплав лома и отходов цветных металлов и получение сплавов, что представляет собой деятельность на опасном промышленном объекте, где совершенно другие требования и ответственность, требования нормативных актов, надзорных и контрольных органов.
В конце концов и повышенные требования к квалификации персонала. Более того, реализация произведенных сплавов требует совершенно иной организации, чем, например, часть в виде «перерабатывающего комплекса и склада готовой продукции». Также непонятно в таком случае, что же имелось в виду под термином «перерабатывающий комплекс», о котором ничего не говорится в понятийном аппарате законопроекта. Фактически, ставя два этих различных в прямом смысле по значимости объекта на один уровень, пытаются распространить на них общие требования, в том числе и к организации приема лома и его переработке, как на взрывоопасных производственных объектах с наличием лицензии. Далее в п. 7, ссылаясь на «Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», говорится о том, что нужен документ, подтверждающий наличие лицензии – для объектов по обращению с ломом и отходами цветных металлов, на которых осуществляется использование лома и отходов для производства товаров с применением процессов плавки.
Когда здесь говорится о плавке, то, исходя из вышеназванного, речь идет о переработке лома, как на объекте по обращению с ломом, о чем сказано в терминологии о переработке лома (в понятийном аппарате). Затем, если переплавили лом и отходы и произвели сплавы, то далее объективно должна идти речь об отчуждении, а глава называется «Требования к организации приема лома и отходов цветных металлов»? В ней же речь идет еще и о переработке, хотя это различные понятия и действия. Совершенно непонятно также, зачем вообще заготовка лома лицензируется или зачем на мелком объекте требуется лаборатория по определению химического состава лома и отходов. В Европе, например, получают лицензии лишь те, кто перерабатывает лом и отходы. На сбор вообще никаких лицензий не требуется, действует лишь уведомительный принцип о том, что лицо собирается производить заготовку лома, при этом обязуется исправно уплачивать все необходимые налоги и не нарушать действующее законодательство. Как может индивидуальный предприниматель (физическое лицо) в России купить эту самую лабораторию? Проект Правил совершенно не учитывает того факта, что в России подавляющую часть черного лома (около 80%) и около 50% лома цветных металлов собирают физические лица.

Правила не учитывают, как вообще этот лом и отходы собирают. Известно, что существует много видов отходов: бытовые, промышленные, пищевые, строительные (частные и промышленные), брак производства и т. д. Отходы бытовые, пищевые и строительные частные, которых по объему более 50% собираются как маленькие ручейки в речку. Например, пенсионер (мальчик) в деревне подобрал на улице банку из-под пива, брошенный поршень двигателя и принес их другому, более активному пенсионеру, который собирает 200–300 кг металла в месяц и возит на лошади или на мотоцикле в районный центр за 10–15 км.
При этом он должен оформить на перевозку этого лома гигиенический паспорт. Там он сдает лом другому пенсионеру или индивидуальщику, который занимается не только ломом. Этот индивидуальщик возит уже по 1,5–3 т в месяц в областной центр, поскольку не в каждой деревне или городе есть приемная площадка со всем необходимым оборудованием. В соответствии с проектом Правил пенсионер, подобравший 10 банок из-под пива и старую сковородку, должен еще и доказать на них свое право собственности (пункт 9), при этом совершенно не сказано, как это он может сделать. Может, чеком, а если сковородке 20 лет, то, простите, чем? Индивидуальщику из районного центра нужно в своем сарае содержать радиационное оборудование, химический анализатор, лабораторию и, более того, приводить свой сарай под требования о техническом регулировании промышленных объектов.
А кто для этих целей ему даст кредит и окажет помощь? Таким образом, если все это будет пресекаться непродуманными мерами администрирования и отсутствием поощрения со стороны государства, то истоки ручейков лома пересохнут, а потом пересохнет и весь поток, подскочит цена на лом и конечную продукцию металлургов. В такой ситуации резко возрастают коррупционные факторы, о которых сейчас не говорит только ленивый. Как видим, в проекте Правил многое очень запутанно, вместо того, чтобы все разделить по этапам заготовки, различным видам переработки, назначению объектов по обращению с ломом, отчуждению, объемам – и в соответствии с этими требованиями, нормами, необходимым оборудованием и т.п. Из проекта Правил следует, что вообще нельзя перерабатывать лом и отходы цветных металлов на давальческой основе, поскольку право собственности принадлежит давальцу, а не переработчику.
Представляем, что в такой ситуации может сложиться на рынке и в сфере переработки лома и отходов, когда значительная часть этого рынка (около 30%) осуществляется на давальческой основе! Давайте еще вчитаемся в текст проекта: П. 2. «Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. П. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами цветных металлов, образовавшихся у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы».
А что говорит Гражданский кодекс? В соответствии со ст. 218 гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности» право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, в порядке наследства, в случае реорганизации юридического лица. Лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В соответствии со ст. 226 движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с данным пунктом лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 г. №73-ФЗ). Следовательно, свое право собственности на лом и отходы необходимо будет доказывать на основании этих требований закона в письменном виде, получив необходимые документы и представив доказательства. Только вот непонятно, как оформить письменно в собственность брошенную кем-то вещь (лом, отходы) или требуется ли нотариальное оформление сделок купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, в порядке наследства, в случае реорганизации юридического лица, чтобы потом предъявить эти документы при сдачи на приемный пункт старой кастрюли.
В проекте Правил появилась совершенно новая глава II, которой не было в предыдущих Правилах, при этом она фактически дублирует требования федерального законодательства и руководящих документов Ростехрегулирования, Ростехнадзора, Роспотребнадзора. Из анализа статей данной главы следует, что совершенно не понятно, в каком виде должно быть выполнено описание технологического процесса и почему им не может являться проект строительства, реконструкции, где все эти вопросы подробно сформулированы. В главе III требований к организации приема лома и отходов цветных металлов, появился п. «д», в котором говорится о необходимости размещения в доступном месте «документа, подтверждающего наличие лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, или его копии, заверенной лицензирующим органом, предоставившим лицензию». Совершенно непонятно, почему данная копия не может заверяться нотариусом, да и вообще, почему должна висеть именно заверенная? Ведь оригинал лицензии или его копия всегда предоставляется по требованию контролирующих органов, а тут хотят, чтобы она еще и висела на стене. Проект требует иметь перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Тогда зачем же сборщикам определять химический состав сковородок и пивных банок, если есть перечень разрешенных для приема у физлиц лома и отходов? Что касается новых требований наличия «документа, подтверждающего соответствие лаборатории для определения химического состава лома и отходов цветных металлов требованиям законодательства Российской Федерации», то это требование исходит из ст. 2 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», которая требует обязательности выполнения лицензионных требований и условий лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Это требование объективно, поскольку на российском рынке обращаются сотни наименований лома и отходов металлов и их сплавов, содержание химических элементов в которых возможно определить только аналитическим методом.
Еще о некоторых противоречивых нормах проекта Правил, акцентируем внимание на п. 13. Новое в пункте положение: «Срок хранения приемо-сдаточных актов на объекте по приему лома и отходов черных металлов — не менее 5 лет. Приемо-сдаточные акты могут оформляться с использованием программного обеспечения. Лицу, осуществляющему отчуждение лома и отходов цветных металлов за наличный денежный расчет или расчет с использованием платежных карт, вместе с приемо-сдаточным актом передается кассовый чек.
При приеме партии лома и отходов цветных металлов различных видов (списанное оборудование, состоящее из различных видов черных и цветных металлов и неметаллических частей) и (или) лома и отходов, при приеме которых нельзя достоверно определить процент засоренности без тщательной сортировки, указанная партия, при соблюдении всех остальных требований, может приниматься на ответственное хранение для сортировки (разделки) и достоверного определения лома по видам на срок не более двух рабочих дней. Приемо-сдаточный акт составляется после полной сортировки (разделки) лома и отходов». Разработчики законопроекта даже не представляют себе, что выдержать такие сроки физически нереально.
Суть в том, что только технологический процесс приемки и определения качества занимает около 2 дней. Определяется вес, химический состав, лом проверяется на взрывобезопасность, радиоактивность, процент засоренности. Как правило, очень часто возникают разногласия. В такой ситуации лом направляется на ответственное хранение или делается повторный анализ, вызывается представитель поставщика или продавца. А если, допустим, представитель находится за тысячи километров? Ограничения в «не более двух рабочих дней» (почему не 1 день или 10?) приведет к тому, что приемка спорных партий лома и отходов по факту, всегда будет осуществляться задним числом или вообще лом будет отправляться обратно. Причем движение туда — обратно будет незаконным. В такой ситуации правоохранительные и контролирующие органы получат в руки лишний повод для применения серьезных санкций или роста коррупции, а предприниматель — серьезную головную боль. Разработчики Правил, прежде чем ограничивать предпринимателя 2 днями, должны понимать, что бизнесмену самому экономически не выгодно держать лом у себя и он сам заинтересован в том, чтобы этот лом скорее переработать и отправить потребителю. Попытки вторжения государства в бизнес, в хозяйственную деятельность такими грубыми методами вызывают негативную реакцию.

Авторы проекта, полагаю, никогда не сталкивались с правоохранительными органами, для которых нет мелочей и которые в нашей стране всегда правы. В п. 25 проекта Правил появилось новое требование о «санитарно-эпидемиологическом заключении на партию металлолома, оформленное по результатам ее радиационного контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации». В настоящее время санитарно-эпидемиологическое заключение на партию металлолома, выдается только на партии лома, следующие к потребителю железнодорожным или автомобильным транспортом в другой регион.
При этом нет никаких разъяснений, как действовать, если партия лома следует в пределах одного региона или одного населенного пункта. Более того, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для отгрузки потребителям, проводится аттестованными в установленном порядке лабораториями радиационного контроля (ЛРК) и по результатам контроля выдается протокол ЛРК. Непонятно, зачем необходимо оформлять документ, отмеченный как приложение 4 к настоящим Правилам, т. е. удостоверение о радиационной безопасности, которое является дублирующим и ниже уровнем документом. В конце проекта Правил есть ссылка на ответственность, которую предполагаю необходимым расшифровать для читателя. В соответствии с Кодексом РФ об адми-нистративных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 г. статьей 14.26 «Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой».
Какие же можно сделать выводы из проекта Правил обращения с ломом?
1. Все подобные правила актуальны на площадках, где собираются крупные промышленные партии лома или на шихтовых дворах конечных переработчиков лома (при переплавке). Но у них и так эти процессы достаточно профессионально отлажены, поскольку никто в печь радиоактивные отходы и бомбы закладывать не будет.
2. По моему личному мнению, при разработке подобных правил чиновники редко прислушиваются к мнению профессионалов, участников данной сферы деятельности. Вмешательство в хозяйственную деятельность всегда повышает коррупцию.
3. У нас в стране забывают, что деятельность по выполнению серьезных государственных функций: возврат в оборот важнейшего стратегического сырья, переработка отходов и защита природы — нужно поощрять, стимулировать, создавать нормальный климат для работы, помогать, а не мешать и чинить различные препоны.

Оставьте комментарий