Кто поможет Ломозаготовителю? (2008 г.)

Процесс формирования российского рынка лома начался в 1991 г. Системы первичного сбора лома не существовало вообще. В советское время предприятия системы «Вторчермет» фактически не занимались самостоятельной заготовкой лома. Лом привозили ломообразующие заводы в соответствии с централизованным планом сдачи. Общий экономический кризис привел к сдать металлолом в Одессе дефициту «живых денег», на которые можно было бы закупать лом.
Производственные мощности приходили в негодность. «Вторчермет» постепенно был ослаблен, зачастую до банкротства, и вот на этом этапе произошло перерождение рынка. Экономический кризис в России всегда имеет очень яркую отличительную черту — определенный социальный слой аккумулирует «живые деньги» и имеет возможность свободно ими распоряжаться. Как правило, именно на этапах экономического кризиса происходит резкий подъем в развитии «теневого» бизнеса. Способствующим фактором для рождения огромного количества фирм, занимающихся сбором лома, послужило отсутствие нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность по сбору и переработке лома черных металлов.

Необходимо сразу обозначить два параллельно развивающихся направления по сбору лома:
1) Предприятия, являющиеся дочерними фирмами крупных металлургических компаний — как пример, ЗАО «Профит» и ММК.
2) Относительно небольшие компании, собственниками которых являются предприниматели, не имеющие отношения к металлургии, посчитавшие данную деятельность экономически выгодной. И в том, и в другом случае можно говорить о ярких примерах развития. Конечно, дочерние предприятия комбинатов изначально были обречены на успех. Это объясняется грамотным техническим оснащением, отсутствием проблем при приемке лома на комбинате и наличием обученного персонала. «Профит», открывая участки по заготовке лома, очень четко прописывает систему учета и отчетности.
В то же время обучает кадры всех уровней на базе ММК. В противоположность подобным структурам небольшие частные компании в первые годы своего существования занимались самодеятельностью — каждая создавала собственную производственно-экономическую модель, понимая, что рано или поздно период хаоса закончится и необходимо будет соответствовать определенным требованиям. Директора этих предприятий обращались за консультациями в курирующие органы и далеко не всегда получали ответы. Ни СЭС, ни МЧС, ни УВД на тот момент сами не понимали, как и что должно быть. Но рынок, развиваясь, вносил коррективы: и первое звено, которое появилось и связало сырую структуру ломозаготовителей с четко построенной системой металлопереработки, — это трейдеры.
Посреднические компании взяли за основу собственный экономический интерес, от 6 до 10% рентабельности. И ломозаготовитель был готов жертвовать этой частью своей прибыли, считая, что нет необходимости содержать маркетологов, менеджеров, штатных юристов, финансового директора и т.д. Т. е. административный аппарат ломозаготовителя был минимальным. Акцентировалось внимание на клиенте. И в этой области накоплен огромный опыт. Ведь даже самая маленькая компания ориентировала весь свой коллектив на работу с клиентом.

И спектр очень широкий: от тендеров, проводимых крупными компаниями, до ломосдатчика, который пришел на участок пешком. Наличие этого опыта — огромное преи мущество перед крупными металлур гическими предприятиями. Анализируя отгрузки за последние 5 лет, можно сформировать искажен ное впечатление об успешности той или иной ломозаготовительной ком пании. Потому что практически все объемы поступают на комбинаты через трейдерские компании. На деле они даже не видят материал, с которым работают.
Безусловно, их стабильные отношения с комбинатами позволяют и сегодня мелким ломозаготовителям не думать о судьбе лома после ухода вагона со станции грузоотправителя. Но есть и другая сторона медали. Не имея собственных производственных участков, посредники не всегда находили общий язык с ломо-заготовителями по графику закупки и отгрузки. Ломозаготовитель знает, что самое большое поступление лома на участки — в предпраздничные дни и сразу после праздников. Практически ежегодно стояла проблема: на что закупать и как отследить прием лома на комбинатах в новогодние каникулы. Этот же вопрос возникал в майские и ноябрьские праздники. Падение или рост цены на комбинате, как правило, било по карману только ломозаготовителя. Со скри пом договаривались между собой, казалось бы, одинаково заинтересованные в объемах отгрузки фирмы по вопросу оснащения участков тех никой.

С каждым годом меняется ка чество принимаемого лома, ужесточаются условия приема сырья комбинатами. Не может себе позволить компания, имеющая от 5 до 10 участков, купить прессожницы или шредер. Но, наверное, было бы логично крупной трейдерской компании иметь подобное оборудование для переработки лома на участках своих поставщиков. В этом случае и объемы выросли бы, и качество соответствовало бы требованиям меткомбинатов. Полярность взглядов на заготовку лома резко проявилась, когда встала необходимость иметь собственные площадки. Оказалось, что не так все просто в цепочке пере работки лома с момента его попадания на весы до погрузки в вагон. В идеале необходимо совместить опыт ломозаготовителей и трейдеров. Но до сих пор чувствуется разни ца во взглядах и в подходах к решению экономических задач. Практически нет никакой связи между ломозаготовителем и комбинатом.
И это можно понять: металлурги работают с основными крупными поставщиками. Так легче прогнозировать поставки лома и нет необхо димости заниматься возвратом пре доплат, с чем иногда сталкиваются трейдеры. Интересен опыт ломозаготовки за рубежом. Практически все западные фирмы, за исключением французских, — это семейные предприятия, которые самостоятельно продают лом на внутреннем рынке и экспортируют.
И один из факторов их много летней успешности — это прямая взаимосвязь с потребителями лома. Но в любом случае они смотрят на металл с разных сторон. И попытки объединить под одной крышей ломо заготовку и сталеплавильное производство, на мой взгляд, не могут быть успешны. Нельзя объять необъятное. Это два разных направления на рынке металла, с разными задачами, технологиями и с совершенно противоположным подходом к решению проблем. Каждый должен заниматься своим делом. Ведь если внимательно рассмотреть производственные процессы тех и других, станет очевидным, что даже подготовка специалистов должна кардинально отличаться. Безусловно, сегодня настоящие профессионалы металлургии с бесценным опытом есть в сфере сталеплавильного производства.
И те новации, которые их усилиями внедряются на комбинатах, влияют на изменения требований к габаритам и качеству принимаемого ими лома. Переоснащение ломозаготовительных участков более современным оборудованием потребовало квалифицированных кадров, но в стране нет целевой подготовки специалистов по заготовке лома. Если мы говорим, что ломозаготовку нужно привести к цивилизованной форме, то ее нельзя рассматривать как придаток к металлургии. Это самостоятельный сектор, который должен уметь профессионально работать с сырьем, поставляемым для сталеплавиль ного производства. Мы не раз говорили о проблемах воровства, уклонения от налогов, неисполнения обязательств — это те вопросы, которые можно, в конце концов, отрегулировать нормативными документами. И изменения, доработка лицензионных требова ний заставят ломозаготовителей ра ботать подругому. Но сегодня необходимо не только требовать, но и помогать. Я считаю, что уже сегодня важно отнестись к процессу заготовки металлолома с таким же вниманием и научным подходом, как и к выплавке стали.

Оставьте комментарий