Звон колокольный (2008 г.)

На Руси во все времена с особым благоговением и почитанием относились к колоколам. Трудно представить себе древнерусский город в праздничный или воскресный день без колокольного звона. Колокола для русского человека стали одним из любимейших образов песен, сказок, преданий, поговорок и загадок. Отливка большого колокола, его падение или ремонт, праздничный или плачевный звон, увоз вечевого колокола воспринимались как важнейшие события, которые привлекали пристальное внимание летописца и изображались на миниатюрах.
История бронзовых колоколов началась с маленького колокольчика. Именно он является в звонком семействе «старшим братом». До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. А бронзовое литье существовало c IV тысячелетия до н.э. на территории Южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая.

По одной из версий именно здесь появились первые колокольчики, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. По другой версии колокольчики появились в нескольких культурах одновременно. В пользу «китайской» истории говорит обилие археологических находок и высокая культура бронзового литья, технология которого была создана в Китае в XXIII–XVII вв. до н.э. Самые ранние колокольчики иных культур датируются XII–VII вв. до н.э. Они происходят с территории современных Северного Ирана (XII в. до н.э.), Кавказа (XI–X в. до н.э.), из Древнего Египта (IX в. до н.э.), Месопотамии (IX–VIII в. до н.э.), Греции (VII в. до н.э). Особенно искусной отделкой отличаются бронзовые колокольчики из Ассирии, Междуречья, и терракотовые из Греции.

Основными функциями древних колокольчиков являлись: сигнальная, культовая (ко времени возникновения христианской религии колокольчики и бубенцы применялись почти во всех существовавших ранее религиях), магическая, в основном как оберег для скота, но, кроме того, известно, что древнегреческие солдаты отделывали колокольчиками щиты, древнеегипетские жрецы привязывали их к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали колокольчиками подолы одежд, древние римляне клали их в гробы к покойникам. Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их.
Следствием такого отношения стало то, что технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать заново. Первые христианские колокола Европы были клепанными из листов железа. Первое применение их для христианского богослужения легенда приписывает Святому Павлину, епископу Ноланскому (353–431 гг.), в церковный обряд колокольный звон ввел папа Сабиниан (время его понтификата 604–606 гг.). Возможно, долгий перерыв в литье колоколов в Европе был связан не только с недостаточной их востребованностью для богослужебных и бытовых нужд, но и с недостатком олова, необходимого для получения колокольной бронзы.
Отливать колокола в Европе начали только в VI в., занимались этим делом монахи. Позднее монополия на колокололитейное дело перешла к бенедиктинскому ордену, который владел привилегией на литье колоколов до XIII в. Как центры литейного мастерства славились монастыри в Сент-Галлене, Зальцбурге, Райхенау, Фульде (территория современных Швейцарии, Австрии и Германии). В VIII в. колокола в церквах уже никого не удивляли. Они были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе.

А в это время на Востоке, где традиция бронзового литья насчитывала уже много веков, отливают колокола немалых размеров: в 698 г. в Японии отлили колокол высотой 129 см (он до сих пор звонит в одном из храмов Киото- пожалуй, это самый старый колокол, который используется по сей день), в 732 г. — колокол уже весом 24 т и более 4 м высотой. Этот колокол тоже сохранился и до сих пор звонит в г. Наре, который в 710–784 гг. являлся первой столицей Японии. В 771 г. в Корее был отлит колокол весом около 20 т и высотой больше 3 м, который славился особо красивым звуком. Колокол носит имя короля Сондока, известен еще как колокол Эмилле (он также сохранился, но в настоящее время не звонит из-за трещины, образовавшейся после 1000 лет работы).
Надо отметить, что способ звона в восточные колокола очень отличался от европейского: на Востоке звонили (и звонят сейчас) в неподвижные колокола, ударяя в них снаружи деревянными ударниками. Звук получается глубокий и протяжный. И формой восточные колокола не похожи на другие: они удлиненные с почти цилиндрическими стенками одинаковой толщины по всему телу колокола. В XI в., а именно в 1066 г., колокол впервые упоминается в русской летописи.

Удивительно то, что он пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие (в Византии колокола появились в IX в., но большого распространения не получили), а из Западной Европы. Первые колокола на Руси были качающимися (их называли «очепными»), а мастера — иностранными. В 1194 г. летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло. Приблизительно в 1125 г. появилось первое руководство по литью колоколов — труд монаха Кельнского монастыря Святого Пантелеймона Теофилуса «Записки о разных искусствах» («Schedula diversarum artium»), в котором он описал подготовку формы для колокола, технологию литья и состав сплава (этот состав практически не изменился с тех пор). И хотя не известно, был ли сам Теофилус литейщиком и автором описанной им технологии, но колокола формы «улей», которые он описал в своем труде, до сих пор называют его именем.
Почти цилиндрические с толстыми стенками колокола Теофилуса не обладали красивым звучанием. В поисках «голоса» в XII в. форма европейского колокола меняется и принимает вид «сахарной головы». Следующий, XIII в. стал мостом между средневековым и современным типом колоколов в Европе: изменились не только их форма и пропорции, но и профиль, существенно вырос вес.
Ярким примером этого поиска может служить колокол «Осанна» из Фрайбурга (Германия) весом более 3 т, отлитый в 1258 г. и сохранившийся до сих пор. Надо сказать, что начиная с XII в. в Европе светские функции колокола едва ли не превышали церковные. Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну. Около 1370 г. появились башенные часы с боем (в Утрехте, Маастрихте, Мехелене, Герцогенсбурге). В некоторых европейских городах существовали «специализированные» колокола, которым острые на язык горожане давали прозвища. В Турине (Италия) имелся Хлебный колокол для домохозяек, с его звоном они начинали месить тесто.

В Бове (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался – Торговка рыбой. Колокол чистоты в Бонне звал горожан на уборку улиц, а Трудовой колокол в Бадене — на работу. По звону Пивного колокола в Гданьске открывались питейные заведения, а Колокол пьяниц в Париже их закрывал. После звона Преследователя гуляк в Этампе (Франция) тушили городские огни. Для особых случаев имелись свои «именные» колокола.
Биржевой колокол Антверпена отмечал биржевой день: вход в помещение биржи воспрещался ранее его звона к открытию, а сделки, совершенные позже звона к закрытию биржи, считались недействительными. Процентный колокол Фрайбурга извещал срок уплаты долгов, Колокол позора ганзейских городов сообщал о банкротствах, Кровавый колокол в Кельне звал на суд, а Колокол бедного грешника в Англии оповещал о казни преступника. Наступил XV в. В Китае в 1423 г. отлили гигантский по тем временам колокол весом 46,5 т и высотой около 7 м. Вся его поверхность снаружи и внутри была покрыта иероглифами. Колокол сохранился и находится в храме Дажчунсы недалеко от Пекина. А в Европе поиски оптимального соотношения формы и профиля увенчались отливкой в 1497 г. «Марии Глориозы» (11,5 т) в Эрфурте. За красивый голос колокол долгое время называли «Королевой всех колоколов». В 1985 г. на боку «Глориозы» обнаружили трещину, которая была успешно заварена по оригинальной технологии, сейчас колокол звонит только по большим праздникам.
Еще этот век в Европе отмечен появлением нового музыкального инструмента — карильона — набора хроматически настроенных колоколов. Карильон был очень дорогим инструментом, однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для совершенствования карильонного дела. Карильоны были построены в Антверпене, Аденанде, Левене, Тертонде, Генте, Мехлене, Амстердаме, Делфте. В XV в. после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт Пушечный двор, на котором лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и вскоре превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского, – «языковый», когда раскачивают не колокол, а только его язык.

Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 г. был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 г. — колокол весом уже более 16 т. XVII в. стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. Стремительно растет вес отливаемых колоколов. Вот только один пример: в Москве трижды был перелит Царь-колокол, вес которого раз от разу увеличивался. В 1599 г. или 1600 г. отлили колокол весом около 40 т (он разбился при пожаре до 1652 г.)- в 1652 г. — весом уже более 130 т (разбился через год)а в 1655 г. — весом более 160 т. Этот Царь погиб при пожаре в 1701 г. Колокола же в 3–5 т в XVII в. были обычным явлением. История сохранила около 500 имен русских литейщиков XV–XVII вв. Конечно, не все они лили колокола, но многие. Самые известные: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных.
Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 г. в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 г. Царь, находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. Ныне Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков. Почти в это же время на Востоке были отлиты 2 самых больших, доныне действующих колокола: в 1633 г. для храма Чион-ин (Chion-in) в тогдашней столице Японии Киото отлили колокол весом 74 т, а в 1790 г. в Бирме (сейчас Мьянма) – Мингун весом около 90 т. XIX в. ознаменовался в России отливкой в 1817 г. Большого Успенского колокола в честь победы над Наполеоном. В его бронзу был добавлен металл трофейных французских пушек. Этот колокол и сегодня является самым большим действующим колоколом Московского Кремля (более 65 т, точный вес не известен).

Представление о размахе колокололитейного дела в России в конце XIX в. могут дать статистические данные: общее производство колоколов приближалось тогда к 2000 тонн в год и велось более чем на 20 заводах. В Германии в 1874 г. тоже отлили колокол с добавлением бронзы трофейных французских пушек: это был Кайзерглоке (27 т) для собора в Кельне. Отливка оказалась неудачной, звонил колокол редко и в 1917 г. его расплавили для военных нужд. Так что не только Иван Грозный и Петр I переливали колокола на пушки. На замену Кайзерглоке в 1923 г. отлили колокол Святой Петр весом 24 т, до сегодняшнего дня это главный колокол кельнского собора и самый тяжелый колокол Западной Европы. Колокола очень редко отливали с использованием вторичных металлов, но очень часто превращали в металлолом. Начался полный потрясений XX в. Первая мировая война, например, уничтожила почти 70 тыс. только немецких колоколов, бронза которых пошла на нужды военной промышленности. В 1917 г. в России грянула революция, после которой начались гонения на Церковь.
От воинствующих атеистов пострадали колокола, особенно в течение 20–30-х гг. XX в. Безжалостно уничтожалось все, что Православная Русь отливала на протяжении нескольких веков. Например, из 39 колоколов весом от 16 т осталось всего 5. Знаменитый набор колоколов Сретенского монастыря был продан в Англию. Эти колокола до сих пор звонят в Оксфорде, лишь один каким-то образом остался в России и находится сейчас на колокольне ТроицеСергиевой Лавры. Набор Даниловского монастыря продали в Гарвардский университет, в США.

В настоящее время ведутся переговоры о его возвращении в Россию. Справедливости ради надо заметить, что наши атеисты не были первыми в деле уничтожения колоколов: во время Великой французской революции (1788–1804 гг.) революционеры уничтожили почти все колокола. Часть их была перелита на монеты, а часть — на пушки. Чудом уцелели колокола собора Парижской Богоматери, впрочем, как и сам собор. Почти не осталось старинных колоколов в Испании: в 1837–1851 гг. во время секуляризации (обращения церковной собственности в светскую) огромное количество колоколов было продано в Англию.
Вторая мировая война добавила в печальный список утраченных новые колокольные жертвы. В 1941 г. при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван на звоннице самый благозвучный колокол России — 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 г. А сколько колоколов из тех немногочисленных, оставшихся после разгула атеизма, погибло в разрушенных русских городах и селах, не знает никто. В 1942 г. расплавлен для военных нужд самый большой колокол Японии весом 164 т, отлитый в 1903 г. В Германии в порту Гамбурга оборудовано печально знаменитое «кладбище колоколов», куда свозили колокола со всей страны, невзирая на их возраст и историческую ценность. Большинство из них ушло на переплавку.
Отгремели войны. Колокололитейные заводы мира вновь стали отливать колокола. В 1977 г. в Японии отлит Летающий дракон весом 37,5 т (сейчас он находится в одном из храмов острова Кюсю). В 1999 г. во Франции для города Ньюпорт, США отлили The World Peace Bell (Мировой колокол мира) весом 30 т, предназначенный для самого большого карильона. Однако наиболее впечатляющим, пожалуй, стало возрождение колокололитейного дела в России в 90-х гг. XX в. Несмотря на прерванную на несколько десятков лет традицию и почти утраченные технологии, современные российские мастера-литейщики за очень короткое время добились поразительных успехов.
В 1996–1997 гг. были отлиты первые новые колокола весом более 1000 пудов (т.е. 16 т): Большой торжественный или Царский (около 30 т) и Праздничный или Святительский (более 16 т) для возрожденного Храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 г. для Троице-Сергиевой Лавры отлили Благовестник и Первенец весом 35,5 т и 27 т, а в 2003 г. — 35-тонный колокол Рождества Пресвятой Богородицы для Саввино-Сторожевского монастыря. И, наконец, в том же 2003 г. отлит новый Царь для Троице-Сергиевой Лавры весом 72 т.

Оставьте комментарий