Грядет шредеризация страны (2008 г.)

Скоро в Подмосковье появится еще один шредер. Это машина производства компании «Metso Lindemann» ZZ 190 x 260-1 400 HP с магнитным сепаратором, воздушным фильтром, пылеудаляющей установкой, ленточными конвейерами и электрооборудованием. Планируемый срок ввода в эксплуатацию: май 2008 г. Шредер будет установлен на площадке ГК «ВМИ» в г. Мытищи. Шредерные установки созданы для переработки легковеса, бытового лома и автомобилей. Именно увеличение автомобильного парка и массовое производство бытовой техники и как следствие их утилизация вызвали повсеместный рост шредерной переработки. В мире работают около 700 шредерных установок.
В США – порядка 200 шредеров, в Германии – 44 установки, в Англии – 46, во Франции – около 40. В России общее количество действующих установок — 4. 15 лет назад, в период формирования рынка ломопереработки, собирали преимущественно тяжелый лом, который перерабатывали вручную. С появлением в России недорогого прессового оборудования, а также в связи с уменьшением сбора тяжелого лома основным видом деятельности на рынке стали сбор и пакетирование легкого лома. Металлурги стимулировали этот процесс высокими ценами на пакеты. Дальнейшее развитие переработки логично перешло на более качественный уровень.

Это ознаменовалось появлением пресс-ножниц, без участия металлургов не обошлось: произошло снижение цен на пакеты и в ТУ металлургических предприятий появился новый вид лома — ножничная резка по завышенной, на наш взгляд, цене, т. к. данная продукция не отличается высоким качеством и не отвечает современным требованиям. Возникает вопрос: почему? Весь перерабатываемый лом — смешанный бытовой, включающий в себя разнородные компоненты, в т. ч. и вторичные цветные металлы, что, несомненно, влияет на качество плавки. Дальнейший рост объема бытового и автомобильного лома в России очевиден. Например: в Москве, по оценкам специалистов, ежегодно подлежат утилизации свыше 150 тыс. автомобилей.
Прогнозные оценки показывают, что к 2010 г. количество транспортных средств в Москве составит 3,6–3,8 млн. единиц. В результате чего численность автомобилей, подлежащих утилизации, возрастет до 180 тыс. единиц в год и плюс к этому быстрорастущий рынок бытовой техники. Наблюдается аналогичный рост бытового и автомобильного лома во всех крупных городах России. Поэтому следующий шаг развития ломопереработки в России — это шредерные установки. Этот шаг уже сделан: 1. Санкт-Петербург — 1 установка; 2. Воронеж — 1 установка (ввод в эксплуатацию в 2008 г.); 3. Нижний Новгород — 1 установка (ввод в 2008 г.); 4. Красноярск — 1 установка; 5. Старый Оскол — 1 установка; 6. г. Березовский Свердловской области — 1 установка (ввод в 2008 г.); 7. Москва — 3 установки (ввод двух машин 2008 г.). Итого в следующем году в России будет введено 5 машин мощностью 4000, 3000 и от 1400 до 2000 л.с. Всего к концу 2008 г. на территории России будет работать уже 9 шредерных установок. Это лишь известные нам проекты. Остается только догадываться о намерениях и об уже предпринятых шагах металлургов в развити собственной шредерной переработки. Наиболее легкий путь для меткомбината — установить шредер в копровом цехе, там всегда есть место для машины, электричество и лом в вагонах поступает как раз для шредера.
Поэтому сегодня ведущие металлургические предприятия рассматривают возможность установки шредера в копровом цехе. Но смогут ли они в будущем обеспечить свой мегашредер сырьем? Рынок лома европейской части России можно разделить на зоны влияния металлургических предприятий (рисунок 1). Мы видим, что влияние каждого метпредприятия охватывает более или менее определенный радиус и в будущем расширить сбор лома со сторонних предприятий по переработке лома не представляется возможным по следующим причинам: — активная конкуренция металлургов, связанная с ростом производства; — высокие железнодорожные тарифы, не позволяющие перевозить лом низкого качества переработки. Ножничная резка, как правило, подразумевает загрузку вагона на 50–55 т. Загрузка шротом составляет 65 т на вагон. Разница очевидна. При проведенном анализе отгрузок стабильность объемов поставки на меткомбинат обеспечивается только с территории радиусом не более 300–400 км. Таким образом, мы можем рассчитать будущую загрузку шредерной установки в копровом цехе комбината, исходя только из ломообразования в районе радиусом 300 км. В других районах продукция ножничной резки и другой плохо переработанный лом будут направлены на более близкие площадки, имеющие шредерные установки. Какова причина уменьшения поступлений ножничной резки из других районов? Приведем пример переработки немецкой площадки «KAATSCH» , расположенной недалеко от г. Штутгарта (Германия). Объем переработки составляет около 30 тыс. т в месяц. На площадке имеется 2 вида оборудования. Первое — механические ножницы для переработки толстостенного лома (рельсы и т. п.) и второе — пресс-ножницы «Lindemann» для переработки промышленных отходов и демонтажного, строительного лома. Бытовой лом, принимаемый от частных лиц, накапливается и продается другой компании, имеющей шредер (около 50 км от площадки «KAATSCH»).

Почему же владельцы площадки предпочитают терять деньги и не перерабатывают тонкостенный металлолом? Такое сырье имеет много включений, в том числе цветные металлы. Другими словами, бытовой и автомобильный лом после переработки на пресс-ножницах остается достаточно грязным, чтобы европейские металлурги платили высокую цену (в отличие от России). Почему наши экспортеры не покупают ножничную резку? Ответ тот же; в Европе на этот вид лома низкие цены. Рынок в России развивается аналогично процессам, которые уже прошли в Европе. Наш «завтрашний день» это их «день сегодняшний». В Европе после развития шредерной переработки бытовой и автомобильный лом, переработанный на пресс-ножницах, стал значительно дешевле, чем шрот. Поэтому фирмы, не имеющие шредера, продают бытовой и автомобильный лом на близко расположенные предприятия со шредерными установками, т. к. данный вид лома дешев, загрузка вагонов небольшая, и продать выгодно можно только соседу, у которого есть шредер.
Рынок лома в России сегодня переходит на шредерную переработку, и логично считать, что со временем произойдет значительное снижение переработки бытового и автомобильного лома на пресс-ножницах, что опять будет стимулировано металлургами, поднявшими цены на шрот и снизившими стоимость ножничной резки. К сожалению, в отличие от Европы, в России еще долго не будет отходов от промышленности – сырья для переработки на прессножницах. А вот рост автопарка в городахиллионниках превышает любые прогнозы. Поэтому вопрос, где устанавливать шредеры, давно решен. Пример Белоруссии: шредер поставлен около Минска, а не на РУП «БМЗ»

ВЫВОДЫ

Шредеры будут установлены в местах наибольшего скопления бытового и автомобильного лома. Бытовой и автомобильный лом будет направляться на ближайшую шредерную установку. Идет активное развитие ломовых дивизионов металлургов. Глобализация рынка вызвана самими металлургическими предприятиями, обеспокоенными обеспечением сырьевой безопасности. Логично предположить, что конкуренция за собираемый лом будет идти не между независимыми компаниями, а между металлургами и лом будет принадлежать тем, у кого есть шредерные установки в мегаполисах России (города-миллионники).

Оставьте комментарий