Технологические особенности контейнерной перевозки лома черных металлов (2008 г.)

В практике мировой торговли все большие объемы непакетированного лома черных металлов перевозят в крупнотоннажных контейнерах. Тому способствует быстрое развитие электрометаллургических мини-заводов, работающих без шихто-копровых цехов, больших складских запасов по современной логистической схеме поставки сырья «с колес» и «точно в срок». Получаемый в контейнере лом в таких случаях должен быть полностью подготовлен к применению в металлургическом агрегате и отвечать повышенным требованиям по чистоте, химическому составу и плотности. Плотность лома — важнейшая характеристика, регламентированная контрактом на поставку. Исходя из конструкции современных электрометаллургических печей она составляет 0,6–1 т/м3 ±15%. Современная технология перевозок лома черных металлов в контейнерах требует относительно равномерного распределения лома по длине контейнера при выполнении контрактных условий по плотности.
Сегодня основные перевозки осуществляются в крупнотоннажных контейнерах по стандарту ИСО, а также в контейнерах 1СС. Масса брутто этих контейнеров увеличена до 30,4 т (при сохранении прочих параметров) в соответствии со стандартом Международной морской организации (ИМО). Собственная масса контейнеров этой длины составляет 2–2,4 т. Допускаемое смещение центра тяжести (ЦТ) в таких контейнерах по международному стандарту приведено в таблице и признано более чем в 120 странах мира.

На крупных международных терминалах перегрузка контейнеров выполняется автоматизированными перегружателями. Они имеют устройства компьютерного контроля натяжения стропов и ЦТ груза в контейнере в реальном времени, что важно для работы системы успокоения раскачки груза и ведения работ при сильном боковом ветре. При нарушении приведенных в таблице требований перегрузка может быть выполнена по схеме аварийного технологического режима на пониженных скоростях. За это с владельца груза взимается штраф. Контейнеры со значительно смещенным грузом не принимаются к дальнейшей перевозке, и все последующие расходы относятся транспортом на грузоотправителя. Отмеченные трудности предопределили потребность использования специального оборудования для погрузки лома в контейнер. На фото 1 в качестве примера приведена погрузка лома в опрокидывателе фирмы «A-WARD Attachments Ltd.», имеющей представительство и в России.
Опрокидыватель – это мобильное устройство с автономным гидравлическим блоком. При помощи рамы с приводом от 2 гидроцилиндров он обеспечивает снятие-установку двадцатифутового контейнера (массой до 30 т) с автотрейлера на площадку и безопасный разворот на 90о в вертикальное положение. Опрокидыватель устанавливает контейнер с заблаговременно открытыми дверьми, в вертикальное положение. После чего выполняется погрузка лома краном с навесным оборудованием — гидравлическим грейфером или электромагнитом. Ход погрузки контролируется в реальном времени по показаниям тензометрических весов, датчики которых размещены в опорах опрокидывателя. По завершении операции погрузки точная масса лома заносится в погрузочную документацию контейнера (инвойс, опись вложения и т. п.).
Важным технологическим аспектом является безопасное и безаварийное открытие/закрытие дверей в контейнере с ломом. Если контейнер установлен вертикально, то вручную закрыть его двери на высоте 6 м непросто. Опрокидыватель «A-WARD» оборудован устройством механизированного закрытия дверей, приводимым в действие штангой отдельного гидроцилиндра. При завершении погрузки по команде с выносного пульта устройство поворачивает створки дверей в закрытое положение, и они удерживаются в этом положении специальным фиксатором, пока опрокидыватель не опустит контейнер горизонтально. Рабочий с земли поворачивает рукоятку штатного засова дверей контейнера. На грузовом дворе ломоперерабатывающего предприятия, а также на металлургическом предприятииполучателе опрокидыватель описанного типа может быть успешно использован не только для контейнерной отправки продукции, но и для выгрузки поступающего на переработку в крытых контейнерах смешанного лома. После разворота контейнера в вертикальное положение выгрузка лома производится электромагнитом с обрезиненной шайбой (во избежание ее прилипания к стальным боковым стенам).

В американской практике крытые контейнеры шире используются, чем в Европе для перемещения смешанного лома до ломоперерабатывающего предприятия с первичных заготовительных площадок. Благодаря мобильной конструкции и автономному переносному энергоблоку (с двигателем внутреннего сгорания мощностью 13 л.с.) опрокидыватель по мере надобности легко перевозится с одной площадки на другую. Весьма важно, что он обеспечивает снятие порожних и погрузку груженых контейнеров на автотранспорт (Фото 2), кантовку их в вертикальное положение для равномерной и качественной загрузки. Обслуживается он одним рабочим. И на площадке не нужно дорогостоящее крановое оборудование, соответствующее массе брутто контейнера. Современные электрометаллургические предприятия оснащаются устройствами для приема контейнеров с ломом, в частности опрокидывателями описанного типа, которые являются наиболее универсальным оборудованием.
На метзаводах для выгрузки лома с контейнеров применяются также устройства типа «зерноопрокидывателей». Автомобиль с контейнером задним ходом подается до упоров «зерноопрокидывателя» к приемному бункеру. Механизм наклоняет площадку вместе со стоящим грузовиком — груз из контейнера высыпается в бункер. Но применительно к контейнеру, заполненному ломом, из-за давления груза на двери операция их открытия не совсем безопасна. Если на заводе-получателе нет специализированного оборудования, то для выгрузки используется цеховой кран большой грузоподъемности, которым обычно располагают сталеплавильные предприятия. Упрощенная технология выгрузки связана с потерями времени на дополнительные вспомогательные операции. По мере роста контейнеропотока переходят к более эффективным схемам выгрузки.

На ряде экспортных направлений в смешанных сообщениях контейнерные перевозки лома экономически эффективнее, чем традиционные технологии. Это обусловлено тем, что международный транзит лома в открытом подвижном составе затруднен. Оптимальные контейнерные маршруты смешанного сообщения исходят из минимизации транспортных издержек и использования кратчайших транспортных путей. Как пример — доставка контейнера из Европы в Индию транзитом через Иран сокращает маршрут на 2,5 тыс. км по сравнению с морским путем и экономит до 200–300 долл. на каждом контейнере.
Такие транспортные маршруты эффективны круглый год. Кроме того, при сезонных колебаниях фрахта контейнерная доставка лома на экспорт морем оказывается на 10–15 долл./т эффективнее. Обычно такой период приходится на август — ноябрь. Из-за массовых перевозок продукции нового урожая ставки морского фрахта возрастают в 1,5–2,2 раза, а международные контейнерные перевозчики сохраняют более стабильные тарифы. Для российских ломопереработчиков контейнеризация — это возможность экспорта лома малыми и средними партиями. Перевозки лома в крупнотоннажных контейнерах в мире расширяются. Российская экономика не может игнорировать общемировые тенденции, в которых контейнеризация занимает ключевую позицию в совершенствовании внешнеторговых связей.

Оставьте комментарий